.: Главная :. .: Все отчеты :. .: Вело :. .: Без велов :. .: Галерея :. .: Полезное :. |
Мы не пешеходы! Сколько раз эта фраза была произнесена за нашу скромную по времени прогулку? Не знаю точно, но каждый день как дежурное блюдо на завтрак, обед и ужин эта фраза была с нами. В общем-то мы знали об этом и до выхода на маршрут, как и то, что 330 километров пешком за 17 дней — это очень приличный темп. Зато по хорошо читаемой в тундре насыпи и, вроде как, с нормальным весом рюкзаков, не зашкаливающим — этим мы бодрились. И как нас велосипедистов угораздило на такое? Первая мысль об этих местах появилась года 4 назад с газетной вырезки о заброшеной железной дороге ведущей из Салехарда в Надым. Каждый год при планировании очередного похода эта мысль появлялась, но тут же уходила — не готовы. А после Памира почувствовали: можем все! Маршрут составить оказалось легко — путь только один, по нему либо вперед, либо назад. Долго думали делать поход пешим или вело-пешим, но детальное изучение маршрута, подсчет водных переправ и просмотр фотографий показал, что ехать получится совсем мало, больше на себе тащить. Вот так и докатились до подачи маршрутной книжки на пеший поход. Заброска. Поезд Свердловск-Приобье, далее метеорами до Салехарда с промежуточной ночевкой в Березово. В Салехарде в речпорту проверяют документы и допуск в погранзону, больше этот допуск ни разу не потребовался. Данный способ заброски из Екатеринбурга – самый быстрый после самолета. Вариант с поездами через Киров-Воркуту-Лабытнанги более затратен по времени и неудобен в плане стыковок. В Салехарде – долгие поиски телеграфа (на четвертом адресе нам повезло!), поиски выхода в нужном направлении (начало дороги уже застроено домами), уже вечером поздний выход на маршрут.
Так чем для нас оказалась 501-я стройка? Каким мы увидели Север?
501-я стройка, сама железная дорога (ее остатки) – это тропа до горизонта, то исчезающая, зарастающая травой и деревьями, идущая в обход насыпи по буеракам, то прямая, как стрела. Это моря иван-чая, плещущиеся на нашем пути и по сторонам. Заросли, иногда выше головы. Просторы, залитые насыщенно-розовым. Это реки, речки и речушки с темной ржавого цвета, но чистой водой и песчаными берегами – попробуй только подойти к воде, ботинок тут же тонет во влажном песке. Это мосты, мосты, мосты… И почти целые – но возвышающиеся над водой так, что что-то сжимается внутри; и переломанные временем и людьми, шатающиеся, опасные; и какие-то отдельные элементы, опоры, обломки. И проходимые, и не очень. Где-то с рюкзаком проще в обход. Где-то реально пройти не напрягаясь, а где-то сначала надо перешагнуть через себя. Практически все мосты деревянные. Невольно думаешь о том, сколько труда вложено в эти сооружения, которые сейчас поглощает тундра. Это разнообразная живность и насекомые, мошки в еде, питье, палатке… повсюду. Это своеобразные пейзажи, чем-то местами похожие на наши, но чем дальше на северо-восток, тем более «северные». Это светлый полярный день, с яркой ночью совсем не такой, как в Карелии 3 года назад.
И это самый тяжелый провал за все время путешествий, когда на третий день мы сидели рядом с очередным болотцем и пытались заставить себя примириться с тем, что мы все же не пешики. Что нам надо поворачивать. Что мы не выдерживаем график, а главное, что ожидания от похода не соответствуют тому, что мы на самом деле ощутили.
Почему так получилось?
Это первый поход, время подготовки к которому в разы превысило ходовое время. Поворот назад был оправдан с точки зрения здравого смысла, но дался очень тяжело внутренне. Время, проведенное в Салехарде, дорога домой, первая неделя дома – все как в тумане, все в состоянии упадка. Но любой личный опыт бесценен. И пусть за короткий ПВД по тундре мы не успели достаточно прочувствовать Север, чем-то он нас «зацепил». А, значит, есть надежда когда-нибудь вернуться и все же победить. |
©Hlek, SDTux
icq 338-877-250
mail: hlek@id.ru