|
В 9 утра мы тепло попрощались со швейцарцами – сегодня они планировали дойти лишь до Лянгара и остановиться там на один-два дня, а для нас этот день должен был стать ключевым. Лянгар на нашем пути разделяет Западный Памир и Восточный, зеленый берег Пянджа, усыпанный кишлаками, от высокогорного полупустынного плато, на котором почти нет поселений и растительности.
Тепло, но не жарко. Бодро прошли первую десятку километров, нам даже попались небольшие участки асфальта. В Хисоре у нас в очередной раз проверили документы. И вот мы уже въехали в Лянгар, расположенный на высоте 2870 метров.
Спросили, далеко ли до петроглифов (в кишлаке есть указатель) – далеко, надо подниматься пешком. Запаса времени у нас нет – значит, едем дальше.
А дальше… Дальше прямо в кишлаке начинается совершенно неожиданно для нас крутой и каменистый серпантин, на котором мы за каких-то 3,5 километра набрали 200 метров высоты. Первый взлет очень крутой, с большим напряжением идем 1-1 (при том, что сзади большая звезда на 34 зуба), велосипеды виляют на камнях, а на поворотах и вовсе сбрасывает с седла. Возле кишлака нам пытались помочь дети (приглашавшие до этого попить чай, а после нашего вежливого отказа бежавшие за нами до выезда), подталкивая баулы, но это было и вовсе неудобно: сразу терялись равновесие и контроль над велом.
Наверху было прохладно и ветрено. Зато открывался красивый вид на место, где сливаются реки Памир и Вахандарья, и образуется Пяндж.
Всего несколько километров расстояния, а местность совсем изменилась и стала намного более безжизненной. Снежные вершины приблизились и окружали нас уже почти со всех сторон. Проезжая некоторые из них, мы ощущали дуновение ледяного ветра.
К обеду пробег составил всего 20 км с места ночевки, а сил ушло немало. Сварили суп под последним встреченным в этот день деревом, возле мазара. Стало пасмурно и прохладно, несколько раз порывался пойти дождь.
После обеда к дорожным неприятностям добавился сильный ветер – действительно сильный, который сносил велы вместе с нами и баулами вбок, и ехать по узкой дороге, идущей по краю пропасти, было местами страшно. Иногда дорога еще сужалась за счет частично заваливших ее камней. Но и в таком месте на наших глазах прорвался «КАМаЗ». Движение, кстати, практически отсутствует, и если навстречу еще проехало несколько машин, то в сторону Мургаба – всего одна.
А еще по этой дороге проехала «шестерка». Мы были в шоке.
У меня случилась пара падений на смешной скорости, в горку - когда под колеса попадал какой-то особо крупный камень или сыпуха, а выстегнуться не успевала. Ерунда в общем-то.
Переодеваться в настолько ветреную погоду тоже было весело.
Время шло к вечеру. После длинной «загогулины» (дорога делает изгиб влево, проходит по ущелью и возвращается) ехать стало легче, да и ветер стал более умеренным. А мы вскоре стали сбрасывать высоту, после выхода на отметку 3620 метров.
Это, конечно, здорово – мы наконец-то ехали в привычном темпе. Вот только, получается, завтра нам ее набирать и набирать…
Надо сказать, что места здесь практически безлюдные. Нам изредка встречались пастухи и постройки – как жилые, так и хозяйственные. С один местным жителем мы немного поговорили на изгибе той самой «загогулины». Как всегда, приглашение на чай… И, как всегда, у нас недостаточно времени, чтобы согласиться.
Мы спускались по длинному ущелью, и не было видно удачных мест, где можно было бы поставиться – дорога все время шла над обрывом в реку Памир. Но встреченный местный житель предложил нам переночевать в домике рядом с дорогой (он уже ушел, но готов был вернуться и открыть его)… А мы, идиоты, отказались – решили, что лучше побольше пройдем за сегодня.
Не вышло – мы проехали чуть дальше и поняли, что мест для стоянки нам не найти. Ставиться пришлось в прямой видимости от того самого домика, на берегу Памира. Место не особо ровное, каменистая почва и колючки, да еще и запах какой-то гнили. Мы вскоре нашли источник этого запаха – рядом с постройками лежал дохлый теленок. И вонял. Правильно, зачем убирать падаль? Всем пофиг. Хорошо, что ветер не в нашу сторону.
Ночуем на высоте 3475 метров.
Эта ночь нам запомнилась надолго. Поднялся ветер такой силы, что палатку трясло и наклоняло, выгибая дуги. Было ощущение, что вот-вот нас вместе с палаткой раскидает по окрестным камням. Вылезли на улицу – все оказалось не так страшно. Ветер действительно был сильным, но не запредельно, а мы (умники, блин!) еще и поставили палатку поперек ущелья, т.е. как раз создали на пути ветра длинную преграду.
Укрепили палатку, привязав растяжки к еще более крупным камням. Теперь внутри стало поспокойнее, а к утру ветер вообще утих, но час-другой сна все равно оказался потерян.