Памир - 2010

У нас в блокноте давно появился список мест, в которых бы хотелось побывать. Список такой не маленький – наверное, всей жизни не хватит, чтобы осуществить задуманное.

И Памир был далеко не в начале этого списка. Не потому, что не очень-то и хотелось – как раз наоборот, просто всегда было много сомнений: не рано ли? Хватит ли подготовки, опыта? Но, как говорится, достаточно захотеть… И мы сами не заметили, как уже в конце осени-начале зимы прошлого года начали собирать информацию и строить какие-то первоначальные варианты маршрутов.

Идея маршрута

Маршрут, как всегда, строился по принципу «впихнуть невпихуемое» «объять необъятное» - регион огромный (хотя вариантов прохождения не так много), время ограничено двумя, максимум тремя, неделями, а посмотреть хочется как можно больше.

С местом старта определились почти сразу: ехать своим ходом из Душанбе было бы бюджетно, но слишком долго; начинать от Хорога – это значит пропустить немало красивых мест и возможность безболезненно пройти высотную акклиматизацию. Вариант ехать в обратном направлении, из Мургаба в сторону Душанбе, вообще не рассматривали - как-то страшно начинать сразу с четырех тысяч высоты (учитывая, что прежде выше 2000 м мы прежде не были). Поэтому точкой старта выбрали границу Горно-Бадахшанской автономной области, точнее – мост через р. Обихингоу, рядом с первым погранпостом ГБАО.

Дальше были такие варианты маршрутов:

Вариант с прохождением вдоль Бартанга был очень интересен для нас, но после расчета километража по дням пришлось от него отказаться – мы совсем не укладывались по времени.

После долгих обсуждений и подсчетов нарисовали такую нитку:

р. Обихингоу – пер. Хабуработ – Калаихумб – Рушан – Хорог – Ишкашим – Лянгар – пер. Харгуш – оз. Яшилькуль – Аличур – пер. Найзанташ – Мургаб – пер. Ак-Байтал – оз. Каракуль.

Здесь и длительный участок афганской границы, и горячие источники, и брошенные БТРы вдоль дороги, и возможность посмотреть разрушенные крепости и петроглифы и, конечно, красивые и такие разные горы. (Забегая вперед – многое из этих достопримечательностей мы вообще не видели, но и не расстроились – на Памире куда ни глянь, везде красивые и потрясающие места, и нет необходимости выискивать, что бы посмотреть по пути ).

Приятно было узнать, что мы станем третьей группой свердловчан на Памире.

Заброска

Мы летели самолетом до Душанбе, но оттуда нам нужно было добраться до точки начала нашего маршрута. Вариантов заброски не очень много – частный автомобиль или через турфирму, оба варианта одинаково дорогие. Дорогой бензин, плохая дорога и, соответственно, повышенные требования к машине. Мы выяснили цену заброски у того же товарища, который занимался оформлением наших документов, крепко задумались, когда прикинули цену, поизучали другие варианты, и согласились.

Первоначально мы планировали доехать от конечной точки (озера Каракуль) до Душанбе на попутном транспорте, но уже в Таджикистане приняли решение возвращаться из Мургаба, т.к. он является каким-никаким а транспортным узлом, а вот с Каракуля подходящие машины почти не ходят. Из Мургаба автомобили обычно идут с остановкой на ночь в Хороге или чуть дальше него – редкие маньяки едут по тем дорогам ночью без сна.

Наш водитель на пути обратно оказался «редким маньяком», и запасной день не понадобился. Да и не страшно, лучше провести день в Душанбе кверху пузом, чем опоздать на самолет.

Был бы интересным вариант пролететь самолетом от Хорога, но из той информации, которую удалось накопать, мы поняли, что билеты надо бронировать за неделю, и нет никакой гарантии, что самолет улетит в ту дату, на которую ты запланировал полет – это нам не подходило.

Официальное

При подготовке к этому походу пришлось больше, чем обычно, времени и денег посвятить оформлению документов: в Таджикистан можно въехать по российскому паспорту, но необходимо делать регистрацию в республиканском ОВИРе (оформляется при наличии оригинала паспорта – т.е.только на месте, но процесс можно ускорить с помощью местных турфирм), а в нашем случае еще и оформлять пропуск в ГБАО (это можно сделать удаленно, через душанбинские турфирмы – к нашему приезду пропуск был уже готов). Если бы мы включили в свой маршрут оз. Сарез – пришлось бы оформлять еще и разрешение в МЧС, также нужно специальное разрешения для посещения района озера Зоркуль.

Еще по законам Таджикистана требуется регистрироваться в МВД в крупных населенных пунктах по маршруту. Мы этого не делали, ограничиваясь регистрацией на блок-постах, как и большинство путешествующих.

До похода

12.06.2010, суббота

Вчера был последний рабочий день и отмечание отпуска, поэтому времени на сборы у нас – только утро. Но процесс сборов уже давно отлажен, и мы почти ничего не забыли.

Регистрация на рейс прошла без задержек – приятная почти что неожиданность (мы были морально готовы к переносу времени вылета и всем тем прелестям полета «Таджикскими авиалиниями», о которых написано много отзывов). Оплата за перевес. Долгая и придирчивая проверка документов на паспортном контроле.

Готовились к штурму самолета (по тем же отзывам, граждане братской республики, которых в самолете 95%, занимают места как в маршрутке – какое больше понравится), но опять же все прошло мирно, и пассажиры были рассажены по местам согласно посадочным талонам. Здорово! Нам в попутчики достались девушка и парень, едущие в альплагерь, с которыми у нас сразу нашлись общие знакомые.

Время в полете пролетело незаметно, на подлете к Душанбе впечатлили заснеженные вершины гор, которые мы наблюдали из самолета. В аэропорту чуть задержались (заполнили миграционные карточки с рекламой Билайна на обороте – она там повсюду, получили багаж и подождали, пока толпа, атакующая выход, пройдет). Велы и рюкзаки даже не стали просвечивать – такое отношение нам понравилось.

Выйдя из аэропорта, мы тут же попали в цепкие лапы местного таксиста, который, зараза, сделал на нас дневную выручку – порядок цен на такси нам был немного известен, но, поскольку мы еще не обменяли деньги, то заплатили рублями и заплатили лишку. Ну да ладно, это был единственный финансовый прокол.

Гостиница «Фарханг». Мы изначально искали место подешевле, и не претендовали на особо комфортные условия. Гостиница оказалась весьма «советской», зато нас поселили аж в двухкомнатный номер с душем и туалетом. Перед заселением я сбегала до замеченного ранее банкомата. Ура! Теперь у нас появились местные деньги.

Беглый осмотр велов на предмет поломок после перелета. Мда-а-а. У Тукса вырвало спицу – точнее, оторвало головку ниппеля, и она болтается где-то внутри обода. Других поломок нет. Ладно, это даже хорошо – спицу мы заменили, а она, возможно, спасла от удара что-то другое.

Ужин, небольшая прогулка – воздух здесь совсем другой, тепло и темно (темнеет в это время года уже в районе 8 вечера) и сон.

Мозг пока не понимает, куда его привезли, и что вообще происходит. Нет ощущения, что мы на старте нового похода.

13.06.2010, воскресенье

Сегодня ранний подъем – надо собрать велы, да и пора сразу привыкать к походному графику. В планах побродить по Душанбе, сходить в музей и прокатиться по недалеким окрестностям.

Выходим из гостиницы в 8:30, солнце припекает. Вчера мы видели город только в темноте, теперь уже смотрим по сторонам – и дух захватывает: мы находимся в центральной части города, а за зданиями, вдалеке, виднеются горы… Красота!

Душанбе, на улице

Пешком дошли до Национального музея древностей, сделав по пути несколько кадров и встретив котенка. Музей работает с 10, тем лучше – можно нормально позавтракать и погулять. Центр Душанбе производит приятное впечатление: старые деревья дарят тень и прохладу, работают многочисленные фонтаны. Характерно, что большинство женщин ходят в национальной одежде, хотя встречаются и одетые по-европейски. А вот подростков с пивом и куревом как-то не заметно, и не потому что еще утро: просто не принято.

Другое дело – вопрос чистоты… С выбросом мусора никто сильно не заморачивается – зачем нести бумажку до урны, когда можно выбросить в канаву или на газон. Да и урны встречаются нечасто, а вот стихийные свалки несколько раз попадались на глаза. Причем это во всех населенных пунктах так, к концу похода мы уже везли с собой объемный мешок мусора, в надежде где-то от него избавиться. Хотя, надо отметить, что в центре Душанбе достаточно чисто – видимо, своевременно все убирают.

К открытию музея возвращаемся, ходим, смотрим, изучаем, фотографируемся со «Спящим Буддой».

Спящий Будда

После обеда – уже на велах – на Варзоб (это искусственное озеро на одноименной реке). На улице жара за 30 градусов, но тучи, висящие на горах, как раз по направлению нашего движения, намекают на дождь. И верно – не успели выехать из города, он и полил.

Спрятавшись от дождя на остановке, мы стали свидетелями колоритной сценки соперничества между водителями троллейбусов. Вы когда-нибудь видели, как троллейбусы обгоняют друг друга? Увлекательное зрелище! Троллейбус разгоняется, из него выскакивает парень-кондуктор, сдергивает «рога» с проводов, и троллейбус по инерции обгоняет собрата, стоящего на остановке. Побежденный троллейбус пытается быстро стартовать, но не тут-то было: «рога» быстро ставятся обратно. Пассажиры на остановке эмоционально поддерживают «соревнующихся». Жаль, не было возможности заснять эту красоту на видео.

Дождь кончился, мы продолжили длинный выезд из города на Варзобское шоссе. Трасса порадовала широкой асфальтовой обочиной. На самом озере Варзоб оказалось много народа и грязновато, купаться не стали, зато подкрепились в ошхоне и двинулись обратно в город, устроив на въезде шикарный душ (на 30 км/ч по недавно образовавшимся лужам).

Хороший асфальт и хорошая обочина

В этот день мы выслушали немало криков «Hello!», на что обычно отвечали «Здравствуйте!», и уже успели пожалеть об отсутствии на нашей форме надписей «РОССИЯ» или советского флага.

Множество эмоций у нас вызвали местные гайцы (работники БДА, если по-местному) – их палки, пардон, жезлы были не привычно полосатыми, а красными.

Вечером мы объедались дешевыми спелыми фруктами. А в нашем душе обнаружился дождевой червяк.

14.06.2010, понедельник

Программа на сегодняшний день планировалась не менее насыщенная. Решили уже с самого утра передвигаться на велах.

В 8:30 мы встретились с Дмитрием, который занимался оформлением наших документов. Получили пропуска в ГБАО, рассчитались, обговорили еще раз условия по машине, сдали паспорта на регистрацию.

А дальше было весело. Дальше нас начали пугать.

Видимо, мы выглядим недостаточно внушительно, чтобы не возникало вопросов к нашей подготовке. За десять минут выяснилось, что маршрут нам не пройти, тем более за 2 недели, что на перевалы мы будет тащить велы на себе, на маршруте – о ужас! – будут участки, где вообще никто не живет; а еще обычно ездят большие группы, а нас тут внезапно двое, и вообще опыта у нас недостаточно. Красота!

Справедливости ради, надо сказать, что и полезных сведений нам тоже сообщили немало, и работа, за которую мы заплатили, была сделана отлично. Плюс записали еще пару контактов в ГБАО, к которым в случае чего мы сможем обратиться.

Следующий пунктик – газ. Газ в Душанбе можно купить всего в паре мест и по заоблачным ценам – 12,5 баксов за баллон. Мы предусмотрительно заказали сразу 4 в фирме MATVC и сегодня заехали за ними и расплатились.

Ненадолго заскочили в гостиницу, и снова в седло – едем смотреть Гиссарскую крепость.

Поездив пару дней по дорогам Душанбе, мы поняли, почему водители маршруток у нас в городах ТАК ездят. Да и сами начали приближаться к ним… Это надо один раз увидеть. Светофоров немного, понятий «главная» и «второстепенная» дорога особо нет – всем пофиг. Характерное одиночное бибиканье – «Дорогу!» – у кого клаксон громче, тот и прав. При этом, говорят, аварийность здесь довольно невысокая.

По пути в Гиссар вызывали бурный восторг у детей. Среди не отличающихся оригинальностью «Hello!» выделилось восклицание одного мальчика: «Молодцы, дарагой!».

Гиссарский район

Осмотр крепости занял не очень много времени – комплекс строений (крепость, мавзолей, медресе) действительно впечатляющий и имеет интересную историю, но экскурсовод плохо знал русский, поэтому мы больше бродили сами по себе.

'Входная группа' Гиссарской крепости Черепица на башне

После посещения крепости – обед в чойхоне в тени огромных старых деревьев.

В самом Гиссаре (крепость находится в 6-7 км от него) Тукс был отправлен на базар за сухофруктами, и купил их у деда, который 2 года продавал арбузы в соседнем с нашим родным городом Нижнем Тагиле (и таких встреч впоследствии было множество). Еще нас угостили щербетом и наотрез отказались брать деньги. Вообще, когда узнавали, что мы из России, как правило, отношение к нам сразу становилось замечательным.

На обратном пути ловлю себя на мысли, что начинаю уже думать с акцентом, и песни, которые крутятся в голове, тоже уже с акцентом. Ну и дела.

Вечером мы вернулись в Душанбе, покатались по парку в районе президентского дворца, умылись в фонтане, были прогнаны блюстителями порядка от памятника Сомони, и, наконец, наелись мороженого на площади 800-летия Москвы.

Хлёк у фонтана в Душанбе

Там же получили обратно наши паспорта и регистрации, подписали бумажки о том, что сами за себя несем ответственность (конечно, такая бумажка не имеет никакой юридической силы, но раз людям так спокойнее – почему бы и не подписать) и договорились о времени выезда на следующий день на машине.

Вечером купили продукты, симку Билайна, собрали вещи, попили местного пива и снова объелись фруктами.